«Однозначно, проект был вызовом и для нас, и для всей Украины», — Денис Костиков

Х-Фактор 7

Технический руководитель форматных проектов СТБ Денис
Костиков о технической стороне реализации формата «Х-фактор», новой
передвижной телевизионной студии (ПТС) телеканала и деталях съемки
проекта.

Справка:

Костиков Денис Владимирович. В телевидении с 1994г. 2001-2008гг
технический директор ТРК «Юнион», 2008-2009гг технический директор
киевского представительства корпорации ДНК (Россия), а с 2009 зам.
технического директора СТБ, технический руководитель форматных проектов
СТБ.

«Х-фактор» — развлекательное талант-шоу по формату
британской компании FremantleMedia. Скажите, Денис, в требования,
прилагаемые к формату, входит список обязательной техники (необходимой
для реализации проекта)? Если да, то это жесткие требования? Можно ли
их адаптировать под существующие возможности канала?

Специальных требований нет. Техника подбиралась исходя из задач,
поставленных творческой группой, и наших возможностей. Главной задачей
было сделать проект «Х-фактор» на уровне лучших мировых ТВ шоу.
Подбором оборудования, тестированием материалов для сцены, разработкой
технологий полностью занималась творческая и техническая команда СТБ.
От британцев были только чертежи декораций и описание формата шоу, все
остальное реализовывалось нашими силами.

Известно, что канал в 2010 году приобрел HD ПТС у компании
TVC. Она была куплена специально под формат «Х-фактор»? Как себя
проявила в условиях живого вещания? Как быстро персоналу удалось
освоить высокотехнологическую новинку?

Это мультиформатная 18-камерная ПТС, которая может формировать
программу как в SD, так и в HD-разрешении. Приобреталась она не только
для «Х-фактор», но и для других проектов канала. Во время прямых
трансляций не возникало практически никаких проблем, персонал отлично
сработал. ПТС себя оправдала. Основные требования на момент постройки,
предъявляемые к ПТС, — это мультиформатность, гибкость в работе с
разными источниками и форматами сигналов, одновременная работа с
несколькими площадками, все выносное оборудование (камеры, оптика,
стейджбоксы) должно было помещаться в ПТС во время движения без
использования вспомогательных автомобилей. Особое внимание было уделено
звуковой составляющей, так как «Х-Фактор» в первую очередь музыкальное
шоу, соответственно звук должен был быть на очень высоком уровне.

Обучение персонала было проведено в максимально сжатые сроки. Около
месяца основной персонал — начальник ПТС, трактовые инженеры,
звукорежиссеры и звукотехники провели в Прибалтике. Они имели
возможность освоить оборудование, разобраться с трактом в процессе
инсталляции оборудования, его тестирования и настройки. Так же это было
удобно тем, что все пожелания персонала по размещению и коммуникации
выполнялись сразу в момент строительства и не требовали дополнительных
доработок по прибытию в Украину. Поэтому нам удалось максимально быстро
ввести ее в эксплуатацию. По приезду в Украину через полторы недели ПТС
уже вышла в прямой эфир. Кстати, вышли с соотношением сторон кадра 16:9
— это первое шоу в стране подобного формата. На данный момент это
мировой стандарт, и этот шаг позволил зрителю по новому воспринимать
происходящее на сцене.

Сколько, в принципе, занял подготовительный
период?

С момента старта постройки декораций прошло около 3 недель.

Где располагались основные локации проекта? И как это влияло
на подготовку и проведение трансляций?

Снимали в Киеве, на территории одного из киевских заводов. В принципе,
особых проблем из-за места размещения локации не было.

Какие трудности возникали в рабочем процессе? Как персонал с
ними справлялся?

Главная сложность была в том, что всей команде, обслуживающей
проект, приходилось работать одновременно на две площадки: «Танцуют
все!» и «Х-фактор». Тем не менее, мы справились, благодаря грамотному
планированию и профессионализму персонала.

Стал ли «Х-фактор» вызовом для Вас и всех тех, кто его
реализовывал? Почему?

Однозначно, это был вызов и для нас, и для всей Украины. Это первое
столь масштабное высокотехнологичное шоу в стране. Беспрецедентная
сцена — невероятная по красоте, размерам и сложности эксплуатации,
количество светодиодных экранов, высококачественные декорации, обилие
реквизита… Не скажу что было просто, но я считаю, у нас все
получилось и есть чем гордиться.